Сейчас на форуме: гостей 0. Всего: 0 [шпионить..]
АвторСообщение
[Астро]романтик




Сообщение: 2139
Зарегистрирован: 29.07.07
Откуда: Украина, Харьков
Репутация: 8
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.09.09 01:15. Заголовок: Долгий путь к "Алькантаре"


С 25 по 29 сентября в Гостомеле проходит 6-й Международный авиакосмический салон «Авіасвіт–ХХІ». В его работе принимают участие 104 предприятия из Украины, а также ведущие авиакосмические компании из Великобритании, Китая, Франции, США, Чехии и России. «Гвоздем программы» салона стала украинская ракета-носитель «Циклон-4», запуск которой будет осуществляться с бразильского космодрома «Алькантара».

Наших ракетостроителей кормят иностранцы

Не секрет, что сегодня КБ «Южное» и ПО «ЮМЗ» выживают в основном за счет международных проектов. Это, прежде всего, создание спутников для некосмических держав. Последний пример – запущенный год назад с «Байконура» спутник «ЕгиптСат», управление которым во время апрельской поездки Виктора Ющенко в Египет в торжественной обстановке было передано местным специалистам, обученным в Днепропетровске (до этого египетский космический аппарат управлялся станцией в Евпатории). Второй источник доходов – старты конверсионных ракетоносителей «Зенит 3SL» с морской платформы «Одиссей», а также «Днепра» с «Байконура». Наконец, в Днепропетровске разрабатываются двигатели для иностранных ракет, в частности, для европейского носителя «Вега».

Есть, конечно, и собственные украинские разработки, например, спутники «Сич-2» и «Сич-3», но они погоды в экономике предприятий не делают.

«В КБ «Южное» 60% работ производится по контрактам с иностранными государствами, – говорит «Левому берегу» генеральный конструктор КБ «Южное» Станислав Конюхов. – Есть, правда, прогресс в этом направлении – заказ от Министерства обороны Украины на изготовление оперативно-тактических ракет. Но, если говорить в целом, за последние пять лет мы от украинских ведомств получили заказов на меньшую сумму, чем заплатили налогов в бюджет страны. Вот такой парадокс».

В контексте выживания в условиях низкой платежеспособности украинских заказчиков особенно интересным с точки зрения перспективы представляется проект с использованием ракеты «Циклон-4».

«Мыс Канаверелл» и «Байконур» отдыхают

Ракета «Циклон-4» будет представлять собой наиболее мощный вариант семейства военных ракет-носителей «Циклон». Она сможет выводить на орбиту полезную нагрузку максимальной массой до 5350 кг.

«Мы разработали 3-ю ступень для этой ракеты, придумали новый двигатель», – говорит Станислав Конюхов.

Ракетоноситель будет полностью собираться на «Южмаше» с полным циклом подготовки и далее транспортироваться в Латинскую Америку на космодром «Алькантара». Доставка в Бразилию возможна двумя путями: либо на судне Sea Launch Commander, которое используется для транспортировки «Зенита 3SL» по программе «Морской старт», либо на самолете Ан-124 «Руслан».

Почему именно Бразилия выбрана для реализации проекта «Циклон-4»? Дело в том, что с минимальными энергетическими затратами спутник выводится на орбиту, наклонение которой соответствует географической широте космодрома. Наиболее важна широта расположения космодрома при выведении спутников на геостационарные орбиты, лежащие в плоскости экватора. На них размещают наиболее выгодные с коммерческой точки зрения космические аппараты – спутники связи и ретрансляторы телепередач.

Космодром для запуска геостационарных спутников должен располагаться на низких широтах. Каждый градус отклонения от экватора обходится примерно в 100 м/с дополнительного набора скорости ракетоносителем. В этом отношении лучшие места занимают новый европейский космодром «Куру» во французской Гвинее, расположенный на широте около 5 градусов, бразильский космодром «Алькантара» с широтой всего 2,2 градуса, а также плавучий космодром «Одиссей», который может вести запуски прямо с экватора. По сравнению с космодромом на мысе Канаверелл или «Байконуром», экономия топлива на этих стартовых площадках достигает 15-20%.

Бразильцы слишком медленно запрягают

К космодрому «Алькантара» проявляют интерес не только Украина, но и Россия, Франция, Китай и Соединенные Штаты Америки. С помощь последних, кстати, бразильцы – правда, не очень успешно – уже лет десять пытаются запустить свой собственный ракетоноситель.

Украинско-бразильский проект запуска «Циклона-4» с «Алькантары» пытаются внедрить с 2003 года. Однако каждый год начало работ откладывалось. Появились слухи о том, что виной задержек стало подписанное Украиной и Бразилией соглашение о защите ракетных технологий, согласно которому бразильских специалистов к украинской ракете якобы не разрешается подпускать чуть ли не на пушечный выстрел. Бразильских парламентариев, которые должны были ратифицировать документы по созданию совместного предприятия «Алькантара Циклон Спейс», это обидело, и они в какой-то момент даже хотели переключиться на сотрудничество с россиянами.

«Это все домыслы, – решительно заявляет Конюхов. – Причина – в нестабильной политической ситуации в Бразилии. Там то парламентские выборы, то президентские, бразильцы медленно запрягают… Но мы свою работу делаем». Наконец-то СП создано, бразильский президент Да Сильва пообещал, что пока он у власти, проект будет реализован. Старт намечен на 2010 год.

Когда окупится украинско-бразильский проект?

На сегодня существует только один заказ на вывод с помощью ракеты «Циклон-4» аргентинского спутника. Для сравнения: программа «Морской старт» расписана до 2011 года, причем только в этом году в ее рамках будет осуществлено три запуска. Кстати, маркетингом в этом проекте занимаются американцы из «Боинга». Кто будет контролировать портфель заказов в «Алькантара Циклон Спейс», пока неясно. Но в КБ «Южное» и на «Южмаше» с оптимизмом заверяют, что работа для их конкурентоспособных ракет найдется.

В советское время «Циклоны» были, разумеется, не абсолютно надежными, но все-таки редко подводили (на 100 с лишним пусков пришлось лишь 6 аварий). Ракета считалась дешевой: в ценах 1990 года она стоила очень мало – $2,7 млн. Впрочем, подобная «дешевизна» обеспечивалась низкими ценами на все необходимое предприятиям тогдашнего ВПК и многократно завышенным официальным курсом рубля по отношению к доллару. Поэтому определить, дешев ли «Циклон» на самом деле, практически невозможно.

Но дело даже не в стоимости самого носителя. Пытаясь организовать запуски «Циклона» из Бразилии, украинцы собственными руками создают дополнительную конкуренцию проекту «Морской старт», в котором сами же участвуют! Ведь одним из его достоинств как раз и является возможность производить запуски с экватора.

Если учесть это, а также то, что мировой рынок космических услуг в последние годы сократился с 90 до 69 пусков в год, реальная ниша, которую может занять «Циклон-4», составляет 4-6 пусков ежегодно. Причем производиться они будут на пределе рентабельности, а окупятся затраты в лучшем случае в течение 10-12 лет.

Дмитрий Бондаренко,
«Левый берег»
Источник: НОВЫЙ МОСТ - новости Днепропетровска и Украины

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Новых ответов нет


Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  2 час. Хитов сегодня: 12
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет